Мой сайт

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Вторник, 21.05.2024, 08:14
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » 2013 » Декабрь » 20 » Воспитание ребёнка в христианской вере :: Гиперактивность последствия
12:06

Воспитание ребёнка в христианской вере :: Гиперактивность последствия





гиперактивность последствия
Распечатать

протоиерей Константин Пархоменко, Елизавета Пархоменко

Глава 8 Глава 9

(Глава написана Елизаветой Пархоменко.)

Начиная разговор на столь актуальную для многих современных родителей тему, я сразу вспоминаю разговор с одной очень уважаемой нами (мной и отцом Константином) женщиной, вырастившей двух дочерей.

«Когда у меня росла моя первая дочь, – говорила она, – я была уверена в том, что я очень хорошо умею воспитывать детей. Все говорило в пользу этого. Моя дочь росла послушной, старательной, ответственной, очень хорошо училась, никогда не грубила. Понятно, что никогда не было проблем с дисциплиной, с выбором правильных авторитетов и жизненных ориентиров. Она прекрасно и без труда закончила школу, поступила на престижный факультет университета, вышла замуж, родила детей, развитие и воспитание которых, как и положено хорошей матери, ставит для себя на первое место. Я не хочу сказать, что в их семье совсем все идеально, у них тоже возникают, разумеется, свои проблемы, но невозможно не порадоваться, когда видишь, что и внуки растут развитыми, что они естественным образом усваивают правильные ориентиры, а главное для меня как верующего человека, что вся семья – глубоко церковные люди.

А вот со второй моей дочерью, которая родилась через 12 лет после первой, все складывалось совсем по-другому. Она быстро вернула меня с небес на землю, теперь мне оставалось только признавать свою полную педагогическую несостоятельность. Она не желала знать никаких правил, чуть что было не по ней, устраивала страшные истерики, так что мне стыдно было ходить с ней в гости и приглашать людей к себе, она плохо училась в школе, я постоянно молила Бога, чтобы Он уберег ее от дурных компаний и т.д. Сейчас она уже тоже взрослая женщина, и у нее в жизни, слава Богу, тоже все хорошо: она замужем, растит двух дочек. Но если взглянуть вглубь, то все же хотелось бы, чтобы было немного по-другому: то, что она так и не получила образования, – это еще не беда, хоть и жаль; заставляет беспокоиться другое – система ценностей и интересов, принятая в ее семье, и особенно то, как это отражается на воспитании детей, которые явно получают недостаточно внимания, развитие и образование которых могло бы быть лучшим, а характеры – более уравновешенными и легкими. Очень печалит меня и тот факт, что моя младшая дочь стала совершенно не церковным человеком».

Подводя итог сказанному, эта женщина заключила: «Так что, если вначале я думала, что делаю все очень правильно и хорошо, то после рождения второй дочери уже не считала так. И вообще я поняла: от нас очень мало что зависит: они рождаются такими».

Не правда ли, очень яркое, а главное – очень жизненное, характерное свидетельство. Всегда, во все времена, действительно, рождались как дети спокойные, те, которые доставляли своим родителям минимум беспокойства, так и те, которые постоянно держали своих родителей в напряжении, заставляя их каждую минуту ожидать какой-нибудь новой экспрессивной выходки или просто проявления элементарного своеволия. Например, наша первая дочь была ярчайшим примером такого спокойного, легкого, не обременительного для родителей ребёнка. Она была жизнерадостным, оптимистичным младенцем, очень доброжелательным ко всем и совсем не пугливым. Она могла засыпать в самых спартанских условиях: так, я могла положить ее на твердую скамейку, накрыть курткой и сказать: «Сейчас время дневного сна». И она послушно и легко засыпала в самых шумных местах. C младенчества мы брали ее на лекции, и она мирно спала на задней парте, и в путешествия, и это не стоило нам какого-то огромного труда. Она не требовала, чтобы мы перестроили свой ритм жизни под нее, а наоборот, легко входила в наш. Когда ей было 5 лет, мне как-то пришлось взять ее на занятия в университет (я тогда училась), нас на курсе тогда было трое, так что сидеть надо было очень тихо, чтобы не привлекать внимание, но для нее это совсем не было трудно – она увлеченно рисовала две пары подряд. И дело тут не в том, что Ульяна обладала флегматичным темпераментом, вовсе нет, она была очень активным и деятельным ребёнком, но чрезвычайно легким.

Именно полагаясь на такой критерий: количество сил, которое родители вынуждены тратить на ребёнка, можно назвать детей, доставляющих много хлопот своим родителям, «трудными». Воспитание любого ребёнка – это всегда радостный, но, без сомнения, труд, однако воспитание ребёнка, которого мы условно называем трудным, требует тройных усилий. Такие дети с младенчества не дают родителям расслабиться: стоит родителям отвлечься, они вытворяют что-нибудь безумное и часто опасное: так, одна знакомая маленькая девочка, оставшись одна, просверлила дрелью в новом диване огромное количество дырок, в другой раз взялась с увлечением раскрашивать чернилами новое покрывало... Это о таких детях вредные советы Г. Остера. Они не удовлетворяются исследованием доступного и дозволенного пространства и все время норовят куда-то залезть, что-то достать. Отдельно отмечу, что мы сейчас говорим не о гиперактивности, о которой как об отдельной проблеме скажем потом. Тем детям, о которых мы сейчас говорим, тоже чаще всего свойственны гиперактивность и дефицит внимания, но все же чаще не как постоянно присущее им состояние. Гиперактивность у них является скорее реакцией на внутренний дискомфорт, что вообще характерно для детей, просто у таких детей все значительно сильнее, чем у спокойных: и дискомфорт возникает легче, и реакция на него сильнее. Другой такой реакцией могут быть вспышки агрессии, капризов, приступы истерик. То есть в принципе все, что характерно для детской психики в экстремальных условиях вообще, вопрос только в том, чт для «трудных детей» будет экстремальным. И те ситуации, которые для «легкого» малыша будут ситуациями вполне преодолимого, невысокого уровня стресса, беспокойным ребёнком вполне могут ощущаться как экстремальные.

Чтобы понятно было, о чем мы говорим, приведем пример. Сейчас уже мало кто сомневается в том, что младенцу необходим физический контакт с матерью, то есть, проще говоря, чем больше малыш времени проводит на руках у матери, тем лучше. Однако не для каждой матери такое положение дел возможно, удобно, желанно. Но если «легкий» ребёнок может, и выказав недовольство, достаточно легко принять ситуацию, то ребёнок «трудный» будет кричать и требовать своего до изнеможения. Он либо добьется желаемого, либо как реакция на слишком высокий для него уровень стресса, справиться с которым он не в состоянии, возникнет одно или все психические явления, о которых мы говорили. Или возникнет усталость: такой беспокойный малыш быстро утомляется, а утомившись, становится нервным и раздражительным.

Дети семьи Пархоменко

Дети семьи Пархоменко

Но вернемся к проявлениям гиперактивности. Как уже было сказано, у таких детей гиперактивность – все же не постоянная их характеристика, а последствия испытываемого ребёнком дискомфорта, другое дело, что такой дискомфорт возникает у них легко, а реагирует ребёнок бурно. Если же стресс хронический, то хроническими становятся и реакции на него. Однако если не брать столь печальные случаи, то очень характерна ситуация, когда ребёнок, только что казавшийся разрушительным смерчем или виснущим и дергающим маму нытиком, найдя интересное для себя занятие, может надолго погрузиться в сосредоточенную работу. Мы еще вернемся к этой характеристике «трудных» детей, она, безусловно, является ведущей в выработке правильной линии их воспитания. Такими детьми сейчас переполнены садики и школы, их считают гиперактивными и не поддающимися воспитанию и обучению, в то время как при определенных условиях они могли бы быть совсем другими.

Важно понимать, что эти дети действительно «рождаются такими», и хотя до тех или иных отклонений в психике и в поведении можно довести любого ребёнка, в данном случае в отношении детей этой категории можно однозначно сказать, что «трудность» – изначальное свойство их темперамента, и это становится очевидным уже в раннем младенчестве. Вот как с юмором описывают свое знакомство с таким темпераментом ребёнка американский педиатр Уильям Серз и его жена Марта: «Трое наших первых детей были настолько спокойны, что мы только удивлялись, откуда столько шума вокруг трудных детей.

Но вот появилась Хэйден, которая перевернула наш относительно мирный дом вверх ногами. Она и знать не хотела то, что годилось для других детей. В ее словаре не было слова “правило”, если дело касалось сна и пищи. Она все время должна была находиться на руках и у груди, буйствовала, оставаясь одна, и успокаивалась, как только ее брали на руки. Игра в “передай ребёнка” стала любимой в нашем доме: Хэйден могла часами спать, если ее, как эстафетную палочку, передавали из рук в руки. Уставала Марта – дочь брал я. Пользовались мы и лоскутным держателем, но не всегда.

Когда мы пытались сделать столь необходимый для нас перерыв, Хэйден кричала без умолку. Девизом семьи стало: “Куда бы ни шли Марта и Билл Хэйден идет с ними”. Дочь не отставала от нас ни днем, ни ночью, и дневные баталии ночью отнюдь не сменялись перемирием. Она категорически не признавала детскую кроватку и засыпала, да и то не всегда, только в постели родителей, ощущая тепло наших тел. Кроватка, в которой до этого выросли трое наших детей, вскоре оказалась в гараже. Единственной закономерностью поведения Хэйден было отсутствие всяких закономерностей. То, что помогало в один день, не годилось на следующий. Мы постоянно искали новые способы, как ублажить ее, а она предъявляла все новые требования» (У. Серз, М. Серз. Ваш ребёнок: Все, что вам нужно знать о вашем ребёнке с рождения до двух лет).

Какие же черты изначально чаще всего присутствуют в темпераменте детей, которых мы называем беспокойными? С младенчества для таких детей характерны повышенная возбудимость: у них часты проблемы с засыпанием и со сном, часто такой ребёнок может спокойно спать, только не выпуская изо рта мамину грудь. Они легко пугаются, им не много надо, чтобы почувствовать себя неуютно, они с бльшим трудом, чем спокойные дети, адаптируются к новой ситуации, к новым людям и местам. Им вообще не много надо, чтобы вызвать соответствующие эмоции: они быстро откликаются на то, что их радует, и радуются сильно, но еще легче у них возникают негативные эмоции. Плохое настроение вообще присутствует у таких детей чаще, чем хотелось бы, чаще, чем у спокойных детей.

Бурные негативные эмоции возникают у них не только в ответ на внешний дискомфорт, но и тогда, когда у них что-то не получается; собственно, как и у всех детей, только сильнее: попытавшись несколько раз поставить кубик на кубик и потерпев неудачу, малыш может прийти в состояние гнева и разбросать в раздражении все близлежащие игрушки или броситься от отчаяния на пол. Они очень бурно проявляют свои эмоции, и о своем дискомфорте, о своем несогласии, о неприятии ситуации заявляют очень активно. Такого ребёнка не оставишь с тем, кто ему не по душе, и там, где он не хочет оставаться: он будет отчаянно кричать и вырываться. Отвлечь его, переключить внимание, заинтересовать чем-то в такой ситуации практически невозможно: он хорошо знает, чего добивается, и проявляет удивительное упорство, которое говорит о наличии у него потенциально сильной воли. Их вообще нелегко бывает отвлечь и перехитрить, они очень упорно добиваются своего. В той ситуации, когда спокойный ребёнок поплачет немного и займется чем-то другим, малыш с трудным темпераментом будет кричать до изнеможения.

Сразу хочется сказать, что это свойство – отчаянное упорство в достижении желаемого – с одной стороны, дает такому ребёнку некоторые преимущества. Действительно, если его родители достаточно открыты ему, любят его, если он подлинно желанный ребёнок, то у него больше шансов добиться своего, чем у того малыша, который быстрее уступает. Безусловно, реакции родителей на такое поведение, скорее всего, будут двойственны, они, возможно, будут разрываться между жалостью и раздражением, но, вероятно, чаще будут уступать под таким напором требовательности малыша. Тут, и правда, надо обладать железными нервами и особой «непробиваемостью», чтобы не сдаться, когда младенец день и ночь кричит, добиваясь, чтобы его взяли на руки (и не спускали больше с них), чтобы он мог даже и спать вместе с родителями, чтобы мог есть, когда и сколько хочет (для таких детей характерно полное нежелание подчиниться каким бы то ни было режимным моментам).

Если ему повезло и его родители отличаются подлинной творческой чуткостью, то у него и вовсе прекрасные шансы получить все необходимое: получить в большом количестве физический и эмоциональный контакт с матерью, получить в огромном объеме внимание, заботу, ласку родителей и реализовать свои таланты. Однако если родители упорствуют в неприятии такого поведения, в отвергающем отношении к младенцу, то и его ресурсы не бесконечны. Как ни страстно он пытается добиться своего, но, не находя отклика, он так же пройдет характерные в этой ситуации этапы: сначала будет сердиться и требовать, потом впадет в отчаяние, а затем наступит стадия отрешенности и равнодушия. Так что советы «дать накричаться вволю», «не потакать», «с пеленок держать в строгости» и т.д. могут действительно внешне достичь результата: ребёнок действительно может перестать требовать столько внимания к себе. Только это будет значить, скорее всего, что он просто сломался. И насколько сильной была требовательность ребёнка, настолько сильными и вряд ли устранимыми будут негативные последствия такого надлома.

Очевидно, что эти дети, которых мы условно называем «трудными», такими и являются для своих родителей. Если же нет, в том смысле, что родители не захотели эту трудность, этот труд на себя взять, устранились от нелегкого дела воспитания такого ребёнка, то слишком велика вероятность, что трудным он станет не только для себя и своих родителей, но и для всех, с кем в будущем сведет его жизнь. Но большинство родителей любят своих детей, желают им помочь, и если и делают ошибки, то невольно, из-за своего, столь естественного человеку, несовершенства и незнания. Испробовав то или иное средство, подсказанное родственниками или знакомыми, и поняв, что поведение ребёнка не меняется в лучшую сторону, такие родители обычно обращаются к помощи медицины. Невропатолог ставит тот или иной диагноз и начинает длительное и мало помогающее лечение. Мало помогающее не потому, что я с подозрением отношусь к официальной медицине, а потому, что это такие тонкие и сложные проблемы, что медицина не имеет однозначно и быстро помогающих средств. Как и вообще в большинстве сложных случаев.

Обычно таким детям ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция». Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (или без) – его характерная особенность. С годами знания ученых об этом заболевании углубляются, меняются термины и лекарства, но простого решения пока не нашли, да, надо полагать, его и не найти. А детей, которым поставлен такой диагноз или не поставлен, но мог бы быть поставлен, рождается все больше. Причиной такого поведения могут быть и какие-либо иные небольшие неврологические проблемы, более или менее сильно выраженные. И родители по большей части с трудом справляются с воспитанием и обучением своего растущего проблемного чада, воспринимая его либо как больного, либо, и это еще хуже, как плохого; и то, и другое негативно сказывается на самовосприятии ребёнка.

Надо полагать, дети с трудным темпераментом рождались всегда, но нельзя отрицать также и того, что именно в наше время такие дети, в общем-то, перестали быть исключением по сравнению со спокойными, «беспроблемными» детьми. Что тому виной: экология ли, здоровье матерей, возраст матерей, медикаменты, множественные осложнения при беременности и родах?.. Но, как бы то ни было, сам факт неоспорим. Как и тот, что увеличилось количество заболеваний раком, к примеру. Увеличилось количество «трудных» детей, увеличилось количество растерянных, не справляющихся с ситуацией родителей. Так что проблема эта достаточно освещена в психологической и медицинской литературе, в том числе и популярной. И это, безусловно, хорошая поддержка и помощь родителям таких детей. Однако в результате такого медицинского ракурса такие дети предстают вроде как однозначные инвалиды. Пусть в восприятии многих родителей их инвалидность не такая страшная, как у детей с психическими заболеваниями, как, например, аутизм, но все же, думают они, это ущербность.

Между тем это не совсем так. Это совершенно особый случай. И особенно это становится очевидно на одаренных детях. Тогда одновременно со всеми описанными чертами, свойственными трудному темпераменту, присутствуют высокие интеллектуальные возможности, большой творческий потенциал. Ну, такое явление, собственно, потому и называется минимальной мозговой дисфункцией, что страдают лишь отдельные небольшие зоны. Однако на примере таких ярких детей очевидно, что это тот случай, когда отклонения несут с собой и определенные преимущества. Очевидно и то, что в литературе эта проблема освещена однобоко и потому пессимистично. Читаешь про таких детей и видишь одно только плохое: трудности, которые мешают тому-то; проблемы, которые могут завести туда-то... И вот уже видится ребёнок, который с трудом учится, с трудом находит свое место во взрослой жизни. Собственно, так оно и получается почти всегда при таком отношении. Такой «медицинский» уклон мешает увидеть яркую личность ребёнка и найти к ней подход и, что еще печальнее, убеждает самого ребёнка, которому о его «проблемах» говорят с детства, что полноценным он быть не может.

Неудивительно, что в оппозицию такому «медицинскому» или просто отвергающему отношению возникло прямо противоположное видение этой проблемы. Неудивительно также, что возникло оно в лоне оккультной философии и Вальдорфской педагогики. Ведь в оккультизме тело со всеми его особенностями и болезнями – это только временная и тягостная оболочка для перевоплощающейся в разных видах души, отсюда и родилась эта педагогика абсолютного невмешательства в процесс роста изначально чистой детской души, души, которая уже имеет свою историю и свою предопределенную линию развития. Так родилась сейчас весьма распространенная идея существования особых, «звездных», как называют их приверженцы этого взгляда, детей – «детей индиго». Понятно, что под эту категорию попадают как раз те дети, которых мы назвали трудными, впрочем, не все. Как отмечают авторы, разрабатывающие эту теорию, не все «трудные» дети – «индиго». Тогда какие же? В общем-то, говорят проповедники этих теорий, дети «индиго» – как раз те, в ком одаренность сочетается с трудностью. По правде говоря, надо отметить, что такое непредвзятое, уважительное отношение позволило приверженцам этого взгляда увидеть определенные характерные черты этих детей, притом не только отрицательные, но и их положительные составляющие, а также найти подход, который помогает им раскрыться.

Само название «дети индиго» ввела американский экстрасенс – Нэнси Тэпп. Она утверждала, что определенному типу людей соответствует определенный цвет ауры, и темно-синий – цвет индиго – является цветом ауры детей с определенными характерными особенностями. Она отметила, что в конце 70-х годов XX века стало все больше появляться детей с аурой такого цвета, а сейчас их уже большинство, и такая тенденция, по ее мнению, будет сохраняться и дальше.

Вот основные черты, которые присущи, по мнению приверженцев этого взгляда, «ребёнку индиго»:

– эти дети очень рано осознают себя как личность, рано начинают говорить о себе в первом лице;

– они хорошо понимают себя, хорошо понимают, чего хотят, и уверенно добиваются желаемого;

– с младенчества они хотят быть в центре внимания;

– они имеют высокий уровень самооценки, обладают природной уверенностью в себе и самоуважением;

– они требуют от окружающих уважительного отношения, когда же не встречают такового, встают в яростную оппозицию. Но если взрослые относятся к ним, как к равным (с учетом, конечно, их возрастных возможностей), то становятся восприимчивыми и открытыми для общения;

– они не признают авторитетов, существующих только потому, что человек наделен ими по статусу (учителей, воспитателей). Чтобы такой ребёнок признал авторитет, человек должен внутренне вполне соответствовать занимаемому им месту;

– они обладают очень развитой интуицией, это позволяет им видеть, что скрывается за словами и действиями людей. Они не позволяют собой манипулировать;

– в силу того, что они хорошо чувствуют подноготную людей, видят их подлинное отношение к себе и при неправильном воспитании склонны манипулировать людьми, они часто ведут себя по-разному с разными людьми: так, с папой ребёнок может быть покладистым, а с мамой или бабушкой – капризным;

– они совершенно не переносят давления и ущемления своей свободы. Они готовы подчиняться только тогда, когда сами считают необходимым выполнять требуемое;

– ни угрозы, ни наказания, ни попытки внушить чувство вины не действуют на такого ребёнка, во всяком случае, так, как того хотят воспитующие;

– при всем том, если они не испорчены окружением, то отличаются особой, повышенной чувствительностью и острым чувством справедливости;

– они могут поддержать взрослого в трудную минуту;

– если им навязывают неподходящую им форму обучения, основанную на зубрежке, сковывающую их инициативу, они восстают и становятся гиперактивными и труднообучаемыми. Зато если в обучении преобладает творческий подход и приветствуются попытки ребёнка самостоятельно найти решения, он впитывает знания как губка;

– они очень любопытны и любознательны, второе – в случае правильного воспитания;

– таким детям часто быстро становится скучно, а если они не увлечены делом, то не могут спокойно сидеть на месте.

С какими-то из этих пунктов, конечно, можно поспорить: так, к примеру, уровень самооценки гораздо в большей степени зависит от внутрисемейных отношений и прежде всего от того, как воспринимают своего ребёнка родители, нежели от любых других моментов. Но в принципе все эти характеристики удивительно точно описывают тех детей, которых мы называем «трудными».

Безусловно, непредвзятое, заведомо положительное восприятие этих «новых» детей было тем ключом, который помог увидеть их основные особенности и сформулировать подходящие им правила воспитания, первым и главным из которых является – уважать свободу, не давить, не пытаться переделать насильно, не навязывать.

Между прочим, во всем этом нуждаются не только так называемые «дети индиго», но вообще все дети. Тут хотелось бы сформулировать мысль, к которой еще не раз вернемся, размышляя о воспитании этих трудных, беспокойных детей, а также и всех остальных. Думается, что дети эти отличаются не тем, что у них присутствуют какие-то совершенно новые черты, а тем, что определенные черты, присущие всем детям, у этих детей обострены. Они – лакмусовая бумажка наших педагогических действий: те искажения в воспитательном процессе, которые с теми или иными потерями для растущей личности, но сойдут для спокойного ребёнка – окажутся роковыми для трудного. С этими детьми действительно нелегко, но, услышав, восприняв их требования, мы воспринимаем, их, в общем-то, как требования любого ребёнка, только заявленные с большей силой и бескомпромиссностью. Ведь и большинство особенностей, которые приводились выше как характеристика «детей индиго», – характерны вообще для всех детей в определенные кризисные периоды взросления, но у этих они сильнее и присутствуют постоянно.

Дети семьи Пархоменко

Но вернемся к теории «детей индиго». Прежде всего, нельзя не согласиться, что те, кто пишет о них, очень точно характеризуют этих детей. В том числе не остаются не замеченными и их медицинские, неврологические проблемы. Вот что пишет об этом Зигфрид Войтинас, автор книги, посвященной «детям индиго», не отрицая существование болезненных симптомов, но отмечая их однобокость и недальновидность сугубо медицинского взгляда на проблему.

«Как правило, для характеристики таких “новых детей” с их особенными, опрокидывающими нормальные представления свойствами, которых с начала восьмидесятых рождается все больше, применяют только некоторые общие понятия: для одних – “высокоодаренный”, для других – “с нестандартным поведением” или вообще “с ненормальным поведением”. Понятия “синдром дефицита внимания” (СДВ) или “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ) подталкивают к быстрому, ориентированному на симптомы терапевтическому или медикаментозному лечению.

Но охватывают ли привычные понятия действительные причины и инородную духовную сущность этих детей? И не являются ли их бросающиеся в глаза манеры поведения и действительно фиксируемый на стадии успешного развития нейронный дефицит следствием недостаточного и одностороннего понимания, на которое к тому же оказывает влияние чисто биологический образ человека, что приводит к неправильному лечению и обращению со стороны взрослых?» (Зигфрид Войтинас. Кто они, дети индиго? Вызовы нового времени. Кто они, откуда приходят, чего от нас требуют).

Подумайте сами: у какого ребёнка больше шансов вырасти уверенным в себе, найти себя в профессиональной деятельности и общении: у того, кого считают гиперактивным и неспособным концентрировать внимание, или у того, родители которого видят в нем «ребёнка индиго»?

И все же имея в основании своем оккультное мировоззрение, эта теория, несмотря на многие прозрения, столь же далека от правильной стратегии в воспитании сложных детей, как и «отвергающий» подход. Превознося излишне таких детей, считая их носителями особой духовности, представителями нового человечества, которым «предстоит спасти мир», сторонники этой теории ставят их перед искушением гордыни.

И опять же – не только трудный, но любой ребёнок легко попадается на этот крючок, но дети, о которых мы говорим, и в грехе, и в пороках погрязают особенно глубоко и страстно. Любого ребёнка, к сожалению, гораздо легче, чем хотелось бы, можно избаловать, превратить в самовлюбленного эгоиста, во всякой ситуации ищущего своей выгоды. Но эти дети, у которых и так обострено восприятие своей индивидуальности, особенно подвержены такой опасности. Так, эта теория, будучи прямо противоположной отвергающему подходу, впадает в другую, крайне вредную, крайность. Люди вообще склонны к крайностям. Так, одни родители могут быть в отчаянии, что их дети не такие, как им бы хотелось, ущербные, а другие так переполнены гордостью и восхищением своими детьми, что не в состоянии объективно видеть их проблемы и недостатки.

В качестве примера того, как нездоровое преклонение перед этими детьми ведет к неразумному потаканию их желаниям и закреплению греховных установок, приведем отрывок из интервью Нэнси Тэпп, экстрасенса, где она рассказывает историю из своей жизни:

Когда внуку исполнилось восемь лет, он подошел ко мне и спросил: “А знаешь, что я хочу на Рождество?” Я сказала: “Нет, а что?” Он ответил: “Приставку Нинтендо”. Моя дочь сквозь зубы процедила: “Да как ты смеешь?” Я засмеялась и про себя подумала: “Знаешь, я – его бабушка, и он попросил меня”. А поскольку я собиралась уезжать из города, я купила ему “Нинтендо” и отбыла.
Я вернулась спустя два месяца, дочь позвонила мне и сказала: “Мам, спасибо тебе огромное, что ты Колину купила “Нинтендо”.
“Ну да, конечно, конечно, я знаю...” – ответила я.
“Да нет, я серьезно. Я на самом деле хочу поблагодарить тебя. Я поняла, что не смогу отобрать приставку у сына, и более того, что я должна хранить ее, поэтому я стала “продавать” ему время для игры в “Нинтендо”. Я сказала, что, если он будет вовремя выполнять свои обязанности, то будет получать больше времени для игры в “Нинтендо”. А он в то время получал много замечаний в школе за плохое поведение, И я заявила: “Если ты будешь хорошо вести себя в школе, ты получишь десять минут. Когда ты улучшишь свои оценки, ты получишь дополнительное время. Если успеваемость опять снизится, соответственно, ты будешь меньше играть с приставкой”.
Итак, он приходил из школы, выполнял все свои обязанности и спрашивал: “Что еще мне нужно сделать?” Моя дочь говорила: “Ты не мог бы еще сделать вот это?” А он спрашивал: “А сколько минут это будет стоить?” Таким образом, у него повысились оценки по математике – с двоек на пятерки. Спустя две недели позвонила учительница и спросила: “Что случилось с Колином? Он изменился до неузнаваемости”. И Лаура рассказала, что произошло. На что та ей ответила: “Ради Бога, продолжайте дальше в том же духе. Он сейчас – мой лучший ученик!” В школе, прежде чем уйти домой, он подходил к учительнице и спрашивал: “Могу я чем-нибудь помочь вам?” Она просила его выполнить то или иное поручение. Колин исполнял поручение, а дома подходил к маме и говорил, сколько минут игры в “Нинтендо” ему причитается. Мать соблюдала договоренность. И так он стал отличником. (Ли Кэрролл, Джен Тоубер. Дети Индиго)

Думаю, тут даже особые комментарии не нужны. У ребёнка в такой ситуации все возможности стать не только отличником, но, прежде всего, холодным расчетливым дельцом в отношениях с людьми, способным достичь потрясающих успехов, но только ради своей выгоды.

Между тем эти дети более всех других нуждаются в спокойном, трезвом принятии. Более, чем всем другим, им противопоказаны крайности.

Правильным будет держаться золотой середины и не воспринимать их ни как безнадежно больных или асоциальных, ни как обладающих некой особой духовной природой. С одной стороны, невозможно отрицать некоторые неврологические проблемы. Это не те проблемы, которые делают ребёнка инвалидом, и в одних случаях они более очевидны, а в других почти незаметны, но в любом случае они есть. Неудивительно поэтому, что именно в последнее время увеличилось количество таких детей; видимо, их проблемы напрямую связаны со здоровьем матерей и состоянием окружающей среды. Недаром также дети с подобными проблемами чаще рождаются у уже не очень молодых матерей. В то же время то, что нервная система этих детей несколько пострадала, не отменяет ведь всех остальных качеств и способностей, которые в виде задатков присутствуют в младенце. Они так же, как и все дети, получили в наследство от родителей и в дар от Бога свои определенные таланты, а также унаследовали от своих предков особенности душевной конституции, добрые и злые наклонности. И понятно, что если ребёнок талантлив, но имеет некоторые проблемы, то эти таланты, во всяком случае задатки к ним, никуда не денутся. Это будет талантливый ребёнок с некоторыми неврологическими проблемами. То же касается и других наследуемых свойств.

Но вот раскрыть эти таланты таким детям гораздо сложнее, для этого им действительно, как верно пишут приверженцы теории «индиго», необходимы особые условия. Первое и самое главное условие, необходимое для воспитания таких непростых детей, – абсолютное принятие их такими, какие они есть, и чуткое отношение к их потребностям. А о своих потребностях они заявляют громко и настойчиво, так что родителям остается только не считать это избалованностью, испорченностью и не поддаваться советам «сломать злые наклонности на корню». О каких потребностях мы говорим? Во-первых, о тех базисных потребностях, которые присущи всем детям, но вследствие их спокойного, неконфликтного темперамента могут остаться не услышанными, не замеченными, не воспринятыми близкими. Это все то, что формирует у малыша доверие к миру, оптимизм, уверенность в собственных силах, желание жить и добиваться успеха.

Мы уже говорили, что человеком, формирующим эти качества, является в первую очередь мать. Именно она как самый близкий младенцу человек, нежно ухаживая за ним, откликаясь на его зов восполняет его потребность в эмоциональном и физическом контакте. И если беспокойный малыш не соглашается лежать в кроватке, все время просится на руки, даже спать желает только рядом с мамой, не признает расписания в еде, то откликаться на потребности такого ребёнка значит по возможности удовлетворять все эти его желания. Это не избалованность и не привычка – это его насущные потребности. Если этот этап развития пройден вполне благополучно, то потребности меняются и соответствуют следующей ступени развития. Теперь такой ребёнок будет с особой силой требовать от близких, с одной стороны, уважения к своей личности, самостоятельности, выражающейся в негативизме и отрицании, с другой – будет нуждаться в их одобряющей поддержке. И все это, опять же, чрезвычайно бурно. Так и дальше по мере роста маленькой личности.

Собственно, потребности беспокойного ребёнка – это не что-то совершенно исключительное, нет, все они характерны и для спокойных детей, просто не в такой мере. А может, они просто не заявляют о них с такой силой и упорством и остаются неуслышанными? Мне думается, что во многих случаях так и есть. Но все же не во всех. Во многом беспокойные дети нуждаются действительно более остро и в большем объеме. И это их, пожалуй, главная особенность.

Елизавета Пархоменко с детьми

Американские педиатры Уильям и Марта Серз, которые были не только хорошими врачами, но и удивительно чуткими родителями, родителями, обладающими особым талантом, придумали особый термин, особое название «трудным» детям, исходя как раз из этой их особенности. Они говорили, что не знали, как назвать таких беспокойных, неуравновешенных детей: называть их трудными им не хотелось, так как такой термин не совсем верно обозначает эту категорию детей, делая акцент на том, что с ними что-то не так, что они какие-то не такие. Размышляя над проблемами таких детей, наблюдая их на примере своей дочки, четвертой из восьми, они решили, что самым подходящим термином будет «дети с повышенными требованиями». Мне кажется, это потрясающе точное название: и отражающее главные особенности и проблемы этих детей, и привносящее нотку доброго юмора, и наполненное оптимистичным пониманием, что их проблемы – не совсем и проблемы.

«Дети с повышенными требованиями» – вот она, золотая середина, которая поможет найти правильную линию в отношении к ним, в их воспитании. Не ущербные и не обладающие особой, более высокой, духовной природой, просто с обостренными, пожалуй, даже уместно сказать, болезненно обостренными потребностями. В силу чего они так обострены? Видимо, это как раз результат некоторых неврологических проблем. Но нуждаются они не в чем-то сверхординарном, а в том же, в чем нуждаются все дети, только в большем объеме. И первой в ряду потребностей, характерных для всех возрастных этапов этих детей, стоит абсолютное принятие их такими, какие они есть, безусловная любовь и, что не менее важно, внимание.

Константин и Елизавета Пархоменко с детьми

Да, именно, внимание и время – вот в чем, помимо любви, особенно нуждаются эти дети. Но что значит, собственно, «эти дети»? – все дети нуждаются в родительском внимании и времени, посвященном сугубо им. Мне очень нравятся слова Д. Макдауэла, так он назвал главу в книге, посвященной взаимоотношениям детей и родителей1): «Слово “любовь” – пишется “время”». Именно таким образом проявляется и воспринимается любовь и рождаются близкие, доверительные отношения. И это то, что для очень многих родителей как раз оказывается самым трудным и в отношении детей с обычными, вполне умеренными требованиями, что уж говорить о «детях с повышенными запросами».

Да, такой ребёнок действительно требует очень много времени и внимания. Это неоспоримый факт. И опять же – всякий ребёнок жизненно нуждается в том, чтобы родители проводили с ним время: играли с ним, читали, обсуждали, рисовали, придумывали истории, ставили спектакли. Когда мы говорим: «проводили время с ребёнком» – это ведь не то же самое, что «проводили время в одном помещении с ребёнком». Понятно, что можно быть физически рядом, но в то же время не с ним. Именно так, к сожалению, часто и бывает во многих семьях. Декларируется: выходные мы проводим с детьми. А на самом деле родители заняты своими делами, своими гостями, своими интересами, а дети занимаются своими делами или просто скучают. Родителей можно понять: все очень заняты и нуждаются в отдыхе, а играть и заниматься с детьми – хоть и радостный, но большой труд, как любое творчество. Так что дети, свободное времяпрепровождение которых пущено на самотек, – обычное явление. В лучшем случае детей отдают в многочисленные кружки, так, чтобы у них не оставалось времени на скуку и телевизор. Но если такой вариант и проходит более или менее благополучно с большинством спокойных детей, то в случае «детей с повышенными запросами» он совершенно недопустим.

Что значит – недопустим? Значит ли это, что при отсутствии бдительного родительского внимания, постоянного активного творческого участия в жизни таких детей они непременно вырастают в трудных взрослых с ужасным характером и несложившейся судьбой? Нет, это не всегда так. Господь заложил в человеке огромные резервы самоисцеления и восстановления, и под невидимым Божиим водительством порой очень сложные характеры с возрастом становятся очень приятными в общении.

Я знаю девочку, сейчас уже взрослую девушку, которая с детства отличалась трудным темпераментом. Поскольку ее родители не нашли к ней правильного подхода, то с возрастом ее трудность увеличивалась, постепенно дойдя, как казалось, до критической точки, так что родители были в полном отчаянии, не знали, что с ней делать и чем все это закончится. В подростковом возрасте, как это закономерно и бывает, она вытворяла просто безумные вещи: хамила родителям, не воспринимала их совершенно, вообще перестала учиться, врала, напивалась в компаниях таких же безумных тинэйджеров. Можно представить себе, что переживали родители. Казалось, ничего хорошего ей не светит. И что же? Сейчас она – взрослая девушка с прекрасным характером и правильным отношением к жизни, добровольно избравшая социальную работу как приложение своих сил. Побезумствовав в подростковом возрасте, выплеснув все накопившееся раздражение таким очень характерным образом, она успокоилась и стала, в общем, прекрасным человеком.

Бывает и так, но надо помнить, что все-таки подобный поворот событий – исключение. Особенно при нашей нынешней жизни. А если бы эта девочка попала в компанию наркоманов, да мало ли что может случиться с ребёнком, который делает, что хочет, гуляет, где хочет и сколько хочет? В этом случае милостью Божией она этот период благополучно пережила, но могла ведь и не пережить или пережить с необратимыми последствиями. Не говорю уж о том, что привычка ко греху, как известно, возникает быстро, а избавиться от нее чрезвычайно сложно. Но в любом случае такой поворот событий – все же исключение, вовсе не всегда, пережив трудный подростковый период, ребёнок превращается в нормального, социально адаптированного взрослого. К несчастью, многие трудные подростки становятся трудными взрослыми. Эта трудность может быть разной: психическая неуравновешенность, неумение уживаться с людьми, нежелание и неумение работать, неспособность к семейной жизни, неумение любить и множество других дефектов личности, делающих ее саму и живущих с ней людей несчастными.

И мы неспроста говорим о таких плачевных перспективах в контексте времени, которое родители проводят со своими детьми. Мы достаточно подробно очертили линию воспитания, которой необходимо придерживаться по отношению к «детям с особыми запросами»: без перегибов, без давления, но не балуя, с чуткостью откликаясь на нужды этих детей, но имея достаточно твердости, чтобы не потакать греховным слабостям. Но одна из главных потребностей, о которых они заявляют с раннего младенчества, – это как раз повышенная потребность во времени, проводимом с ними. Недостаточно занять правильную позицию воспитания, эти дети опять же сами подсказывают чутким родителям, что им действительно необходимо всё свободное время своих родителей и часто даже больше. Даже уже упомянутые нами Уильям и Марта Серз, которые всегда старались придерживаться мягкой, принимающей разные взгляды позиции, никогда не высказывающие категорических мнений, тут не видят другого выхода, как отложить на первые годы воспитания такого ребёнка все отвлекающее от этого дела. «Если небо одарило вас ребёнком с высокими запросами, – пишут они, – то единственным реальным выходом может стать материнская забота в течение полного дня на более долгий срок» (У. Серз, М. Серз. Ваш ребёнок...).

Сама Марта Серз, умудрявшаяся совмещать материнские обязанности и работу с воспитанием первых трех детей, отказалась от работы, когда у них родился их четвертый ребёнок, требующий особого внимания.

Надо сказать, что со стороны это выглядит довольно странно. Пока ребёнок совсем маленький, он все время на руках, так что нет никакой возможности делать какие-либо дела, которые требуют свободных рук. Вот малыш чуть подрос, лежит на кровати, с интересом откликается на песенки и стишки, рассматривает картинки, тянется к игрушкам, но возможности что-то делать стало не больше, а еще меньше: теперь уже заняты не только руки (игрушками, книжками), малыш требует, чтобы с ним активно играли, разговаривали. Ну а когда ребёнок дорастает до возраста ползанья и ходьбы – заняты даже мысли мамы, так как нужно постоянно придумывать новую увлекательную игру, которая предотвратит хаотичное исследование окружающего пространства. Лишним будет говорить, что такие приспособления, как манеж, – не для «детей с повышенными запросами».

Я понимаю, что постороннему человеку такое поведение матери действительно может показаться странным и неправильным. Неудивительны поэтому в такой ситуации упреки: ребёнок просто избалован вниманием, вот и требует его. Так постоянно говорили нашей подруге, маме малыша «с повышенными запросами», ее родственники: «Ты все время возишься с ним, вот он и не хочет занимать себя сам». Когда все вокруг высказываются в подобном, слегка осуждающем духе, сложно не засомневаться в своей правоте, даже если ты вообще-то был в ней уверен.

Однако достаточно провести небольшой опыт, чтобы убедиться в ошибочности такого мнения. Для первой части опыта ничего особого предпринимать не надо: нужно просто оставить «трудного» малыша занимать себя самому длительное время. Собственно, такой опыт и так есть, наверное, у всех родителей. Только очень спокойный малыш может дни напролет заниматься своими делами, довольствуясь просто присутствием мамы где-то неподалеку. Обычный ребёнок требует достаточно много внимания, но достаточное время может и посидеть, например, в манеже или, если он постарше, в своем игровом месте, пока мама занята. Но тот малыш, которого мы называем «ребёнком с особыми запросами», поднимет страшный крик, требуя, чтобы его свободу не ограничивали, но и имея эту свободу, он будет изводить маму нытьем и плачем: то упал, так как куда-то лез, то что-то не получается, то чего-то не достать и не вывернуть, то просто так хнычет: привлекает внимание, про таких детей говорят: если его не слышно, значит, хулиганит. Не знаю, может ли кто-то в такой ситуации полноценно выполнять какую-то работу. Мы сейчас говорим о совсем маленьком ребёнке, так как это время имеет решающее значение в жизни человека. И помогать ребёнку с трудным темпераментом нужно начинать именно в этом возрасте, то есть с рождения. И, прежде всего, правильным времяпрепровождением.

Вторая часть опыта заключается в том, чтобы постараться отложить все дела и максимально посвятить себя ребёнку. Играть с ним в подвижные и спокойные игры, лепить, рисовать, строить и т.д. Это не просто, тем более что такие дети часто отличаются неусидчивостью. Нужно проявить достаточно активности и фантазии. Лучше всего идти за ребёнком, предоставляя свободу выбора занятия ему, и только увлеченно подыгрывать ему в той игре, в том занятии, которое он сам изберет. Но и этот принцип не всегда подходит в отношении «детей с повышенными требованиями». У них часто бывают периоды особо капризного и неустойчивого настроения, в такие периоды они бывают особо неусидчивы, хватаются то за одно, то за другое или вообще ничем не хотят заниматься. Но поскольку в такие периоды их деятельность носит особо разрушительный характер, то именно в это время их еще больше, чем обычно, необходимо увлечь какой-то деятельностью. В такой ситуации стоит взять инициативу в свои руки и постараться заинтересовать малыша какой-нибудь интересной деятельностью. По себе знаем, иногда не хочешь что-то делать, кажется, что это скучно, а втянувшись, делаешь с удовольствием.

Но если играть с малышом так, чтобы ему было интересно, а это не всегда легко и требует большой энергии, то с ним происходят удивительные превращения. Из строптивого, неуправляемого капризули, который всюду лезет, с которым родители не знают, как сладить, малыш превращается в заинтересованного партнера по игре или другому интересному занятию. Он становится не просто управляемым, он становится открытым к общению со взрослым и способным воспринять тот или иной запрет. Кто-то может сказать: тоже мне, превращение, в «партнера по игре»! Но для ребёнка игра еще долго будет основной деятельностью, это его жизнь. Тут, собственно, не ребёнок становится партнером взрослого, а наоборот, взрослый входит в жизнь ребёнка и становится его другом, и ребёнок с радостью откликается и открывается взрослому. Только начав жить жизнью ребёнка, можно помочь ему ее организовать – то, в чем и нуждаются дети с трудным темпераментом. Помочь направить ту массу энергии и воли, которые у них есть, в правильное, созидательное русло. Научиться этому ребёнок не может через назидания и инструкции, может только через реальный совместный опыт времяпрепровождения. И чем раньше начнется такое обильное игровое общение, тем лучше. В очередной раз отмечу – любому ребёнку необходимо иметь с родителями такие доверительные, дружественные отношения, они формируются совместным, интересным ребёнку времяпрепровождением. Но ребёнок с трудным темпераментом нуждается в этом несравненно острее и в гораздо большем количестве. Сам он не в состоянии организовать свою жизненную энергию, нужно помочь ему в этом. И тогда энергия получит правильное направление, силы будут тратиться на то, для чего и даны Богом: на полезную деятельность, а не на капризы и непослушание. Если начать вовремя – с младенчества, то результаты появятся достаточно скоро, вам не придется до самой школы круглосуточно играть (хоть и придется проводить с ним немало времени), забыв все другие свои обязанности. Малыш будет расти, расти будет и умение правильно прилагать свою энергию, это, собственно, войдет в привычку, станет для него естественным и легким. Раннее детство – время удивительной гибкости: лепи характер малыша, как хочешь.

А вот если пожалеть времени для малыша: ведь столько всегда важных дел у матери, то произойдет неприятность. В привычку закрепляется не только хорошее, все плохое становится привычкой гораздо быстрее.

До сих пор мы говорили о трудном темпераменте – то есть о том непростом психическом устроении человека, которое дано ему от рождения. Но темперамент – не то же, что характер. Когда мы говорим о темпераменте, мы говорим о врожденных особенностях психики, характер же – это то, что закрепляется в устойчивые реакции, присущие данному человеку. Если капризность, строптивость, раздражительность, истеричность и другие неприятные черты станут качествами характера, изжить их, даже если возникнет желание, будет нелегко. Силы и воля, данные для добра и творчества, будут направлены в разрушительное русло, и это станет привычкой, качеством характера. В подростковом возрасте все эти качества достигнут своего апогея. В каких-то случаях, «перебесившись» в этом возрасте, подросток вдруг начнет выправляться и работать над собой. Как в случае, о котором я рассказала выше. Чаще же привычка берет свое, и человек шествует по жизни с очень тяжелым характером.

Но есть и еще один момент, который тоже нельзя упускать из виду. Допустим, родители воплощают правильную воспитательную позицию по отношению к своему непростому чаду, но не считают необходимым менять из-за него уклад своей жизни. Они спокойно и с юмором относятся к проделкам и капризам своего чада, в надежде, что, если ребёнок будет видеть с их стороны неизменные любовь и терпение, то со временем его характер выровняется. Возможно, так и будет. Но даже при таком, самом благополучном, раскладе очень многое для ребёнка будет упущено. И, прежде всего, в области образования. Детство и юность – время, когда основное дело человека – учиться. Речь идет, конечно, не только о знаниях, приобретаемых в школе, и вообще о количестве усвоенной информации. Учиться – это и учиться читать хорошие книги, и учиться слушать хорошую музыку, это и учиться воспринимать прекрасное, и самобытно мыслить, и т.д. Именно в это время лучше всего закладывать основы музыкального, художественного образования, изучать иностранные языки. Дело не в том, что взрослый человек неспособен обучиться всему этому. Способен, но ему и гораздо сложнее, и нет времени. Семья, дети, работа при правильном отношении к ним отнимают все время. Собственно, отнимают – неподходящее слово, просто теперь они – главное дело человека. И наверстать упущенное в свое время становится непростой, чаще всего невыполнимой, задачей.

Но именно такая участь, скорее всего, ждет маленького разбойника, если родители не потрудятся с младенчества погрузиться в его мир и не помогут ему, как уже говорилось, научиться справляться со своим темпераментом. Такие дети, помимо других талантов, обычно оказываются очень одаренными в творческом плане. Тот факт, что правое полушарие задействовано у них очень активно, вероятно, является положительной стороной небольших мозговых отклонений, которые у них наблюдаются. Об этом говорит и то, что среди левшей процент «детей с повышенными запросами» очень велик. Правое полушарие – полушарие творческое, но и негативные эмоции, которые так сильны у этих детей, идут оттуда. И то, и другое изобильно присутствует у этих детей. Поэтому, если какие-то дисциплины у такого ребёнка, когда он становится постарше, все же никак не идут, то предметы творческого характера, то же рисование, например, или литература, оказываются их стезей.

Но большинство их способностей останутся нераскрытыми, так как, будучи предоставлены сами себе, они расходуют свои силы самым бесперспективным образом. Благодаря общей одаренности они, конечно, что-то ухватят, но настоящие умения и знания требуют немалого терпения, труда и открытости к обучению. А с этим у них как раз проблемы. И выход – в том, чтобы с младенчества формировать у малыша умение и привычку концентрировать внимание, познавать новое, прилагать усилия и терпение к достижению цели. Каким образом – уже говорилось: играя и познавая мир вместе с малышом, а затем и с ребёнком постарше. Дело родителей – помочь ребёнку приобрести в период детства и юности необходимые знания и умения, которыми во взрослой жизни он сможет пользоваться и развивать... Но, чтобы направить всю огромную и необузданную энергию беспокойного ребёнка к тому, чтобы он приобрел любовь и привычку к обучению, чтобы он не растратил себя попусту, – нужно очень много времени проводить с ним, поощрять его, когда он увлечен, и направлять, когда он не в состоянии с собой справиться.

Кроме того, нельзя терять время: раннее детство – время, когда мозг ребёнка «разгоняется», как аккумулятор. Первые годы жизни ребёнка – это время в определенном смысле критическое в отношении его дальнейшего обучения: в это время в мозгу образуются нейронные соединения, которые служат фундаментом для его последующего обучения. И хотя ребёнок, скорее всего, не запомнит ничего из того, что вы смотрели и обсуждали с ним в это раннее время, эти «уроки» для его развивающегося мозга, для закладывающегося умения мыслить в некотором смысле важнее всех последующих. Сейчас формируется то, чем потом ребёнок будет пользоваться. Нельзя позволить, чтобы из-за своего темперамента ребёнок имел недостаточно возможностей для формирования этих базовых способностей мозга, для формирования того мыслительного аппарата, которым потом будет пользоваться. Можно сказать так: сейчас ребёнок учится учиться, учится быть умным, учится воспринимать и перерабатывать информацию. Между тем, если предоставить такого ребёнка самому себе, его познавательная деятельность явно будет недостаточной, именно из-за того, что большая часть сил идет совсем не на то, на что надо.

Многие проблемы в обучении таких детей важно решать именно в дошкольный период, потом может быть поздно. Кто-то скажет, что знания и умения – не главное в жизни, гораздо важнее правильное мировоззрение и порядок в душе. Без сомнения, это так. Но и загубленные таланты, нереализованные возможности – тоже не лучший вариант. И потому, каков бы ни был характер ребёнка, родители должны постараться сделать все для максимального раскрытия возможностей малыша, чтобы потом он мог чувствовать себя в полной мере реализованным и счастливым. Возвращаясь к примеру девушки, которая благополучно переросла свою детскую и подростковую трудность и стала замечательным, приятным в общении и уважаемым взрослым, нельзя умолчать, что эта беда ее тоже не миновала. Детство и юность были потрачены совсем не на то, на что следовало бы, и упущенное наверстывать очень сложно. Сейчас она очень хочет учиться, но подготовка к вступительным экзаменам в институт – пока малореальная перспектива: нет ни знаний, ни умения учиться, ни времени. То же касается и других ее многочисленных талантов.

Казалось бы, уже достаточно сказано о «детях с повышенными запросами», достаточно, чтобы был очевиден тот факт, что дети эти при определенных условиях вырастают в интересных, талантливых, умеющих жить в обществе и трудиться людей. И все же хочется добавить еще несколько слов в их защиту. В защиту, потому что все-таки их трудность и проблемность в раннем возрасте доставляют их родителям много хлопот, требуют немалого труда и полной самоотдачи. Чтобы удовлетворить все их требования, родителям, в

Просмотров: 211 | Добавил: muster | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0