Мой сайт

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Четверг, 16.05.2024, 20:13
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » 2013 » Декабрь » 21 » Коррекция поведения гиперактивного ребенка :: Гиперактивный ребенок коррекция
08:45

Коррекция поведения гиперактивного ребенка :: Гиперактивный ребенок коррекция





^
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

В повседневном поведении им свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Все это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сестрами, родителями.
^

Некоторые приемы поведения


В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:

  • В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.

  • Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя".

  • Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.

  • Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.

  • Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  • Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.

  • Постоянно учитывайте недостатки ребенка.

Гиперактивность может сдерживаться с помощью вышеназванных мер.


^ Рекомендации для родителей и педагогов
Чтобы предупредить социальную и школьную дезадаптацию, с расторможенностью ребенка необходимо бороться еще до того, как он научится ходить, четко разграничивая целенаправленную активность и бесцельную подвижность.

Поскольку врожденные особенности нервной системы не позволяют ребенку обуздать избыточную двигательную активность, ее надо четко направлять и организовывать с раннего возраста. Именно организация двигательной активности является фундаментом обуздания расторможенности. Вся организация деятельности гиперактивного ребенка (игровой, трудовой, учебной и т.п.) осуществляется как бы на бегу, что требует значительной самоотдачи от педагогов и родителей. Таким детям очень полезно заниматься ритмикой, хореографией, танцами. Очень полезно играть с ребенком в спортивные игры с правилами (кроме травматичных видов), поскольку они требуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для такого ребенка буквально спасение, так как при этом происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. И так должно быть до тех пор, пока целенаправленная активность не станет привычкой.

Когда ребенок устал от беготни, его следует сажать с собой за стол, занимая делом в соответствии с возрастом. При этом давайте ребенку только одно задание, чтобы он смог его завершить. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Он может строить, конструировать, лепить, рисовать и т.п. Пусть убедится, что эти занятия так же интересны, как и подвижная игра. Усидчивость постепенно станет для него привычкой. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Режим дня гиперактивного ребенка выстраивается таким образом, чтобы он не позволял ему слоняться без дела. Бесцельное времяпрепровождение необходимо не допускать и решительно пресекать.

Излишне говорить о том, что подход к воспитанию такого ребенка должен быть максимально индивидуализирован и сочетаться с консультативной и коррекционной комплексной медицинской и психолого-педагогической помощью.

Родителям и педагогам важно различать патологические проявления в развитии ребенка, связанные с состоянием соматического или нервно-психического здоровья, и индивидуальные особенности его развития, обусловленные индивидуальным типом темперамента, характера, условиями семейного воспитания и др. Помочь им в этом смогут только специалисты.

Если родители и педагоги понимают проблемы ребенка, совместно вырабатывают подходы и требования к его воспитанию, организуют своевременную коррекционную и медикаментозную поддержку, то к началу школьного обучения проявления СДВГ могут быть преодолены, что в конечном итоге предопределит школьную успешность ребенка.

^ Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка

Практические рекомендации родителям гиперактивно­го ребенка. В домашней программе коррекции детей с синд­ромом дефицита внимания и гиперактивности должен пре­обладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;

  • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

  • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

  • не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

— уделяйте ребенку достаточно внимания;

  • проводите досуг всей семьей;

  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

  • избегайте по возможности больших скоплений людей;

  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

  • организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.
    Можно использовать балльную или знаковую систему, за­вести дневник самоконтроля;

  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

  • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;




  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;




  • постепенно расширяйте обязанности, предваритель­но обсудив их с ребенком;

  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

  • не давайте одновременно несколько указаний. Зада­ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь­ких звеньев;

  • объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

  • запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

  • прием «выключенного времени» (изоляция, угол, ска­мья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

  • чернильная точка на запястье ребенка («черная мет­ка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

  • холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;

— внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выгово­рами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

—если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жиз­ни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

  • если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяс­нится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели.
    В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им реше­ние несет только он сам;

  • если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно тре­бовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуж­дена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных по­купок, это обязательно окажет свое воспитательное воздей­ствие.

  • если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следу­ющий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необхо­димо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «при­нятия». В коррекции поведения ребенка большую роль иг­рает методика «позитивной модели», заключающаяся в по­стоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка роди­телями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения ги­перактивности, импульсивности и невнимательности за не­сколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсив­ность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрос­лой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперак­тивности — это патология, требующая своевременной ди­агностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— 10 лет.

^ Практические рекомендации учителям гиперактивного ре­бенка.

Школьная программа коррекции гиперактивных де­тей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1. Изменение окружения:

  • изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

  • работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

  • оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в сред­нем ряду.

  • измените режим урока с включением физкультмину­ток;

  • разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

  • предоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения;

  • направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради

и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

  • введите знаковую систему оценивания;

  • чаще хвалите ребенка;

  • расписание уроков должно быть постоянным;

  • избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

— вводите проблемное обучение;

— используйте на уроке элементы игры и соревнования:

  • давайте задания в соответствии со способностями ре­бенка;

  • большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое из них;

  • создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе­нок может показать свои сильные стороны и стать экспер­том в классе по некоторым областям знаний;

  • научите ребенка компенсировать нарушенные функ­ции за счет сохранных;

  • игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

  • стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

  • помните, что с ребенком необходимо договариваться,
    а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

  • способствуйте элиминации агрессии;

  • обучайте необходимым социальным нормам и навы­кам общения;

  • регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

  • объясняйте родителям и окружающим, что положи­тельные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

  • объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательно­
    го отношения.

Помните, что прикосновение является сильным стиму­лятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, ко­торый подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и по­ощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все уча­щиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домаш­ними работами.

Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть по­ставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Ги­перактивный ребенок имеет нейрофизиологические пробле­мы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дис­циплинарные меры воздействия в виде постоянных наказа­ний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучше­нию поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффектив­ные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к кото­рым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.


^ Психотерапевтическое влияние домашних животных на детей

Человек и его животные
Связь между человеком и животным имеет очень древние корни.
Их взаимоотношения описаны в литературе, отражены в искусстве и фольклоре. Человеку свойственно приписывать животному чисто человеческие качества. Но бывает и так, что домашнее животное и в самом деле становится по-настоящему преданным помощником и даже другом для близкого ему человека. До настоящего времени остается неясен механизм благотворного влияния домашних животных на человека и, в особенности на детей. О положительном эффекте от общения ребенка с домашними нашли животными известно давно, но только в последнее время широкое применение в психотерапии во всем мире нашли планомерные занятия с привлечением домашних животных. Известны успехи в лечении с помощью животных - детей с задержками в развитии и с проблемами поведения – аутистов, гиперактивных детей, детей с повышенной агрессивностью и также страдающих от различных неврозов.

Езда верхом
В Израиле очень популярен такой вид психотерапии для детей и взрослых, как езда верхом на лошадях. Хорошим тому примером может служить ферма “Хават Цах” в Кфар-Варбухе. Один из её владельцев, Одед Тамм, говорит: “Отношения между лошадью и человеком нельзя измерить и оценить в денежном исчислении. Лошадь-друг, умный и преданный. Она верит человеку и прыгнет для него в огонь или с обрыва. Будет бежать, пока не упадёт”.
При езде верхом активизируются различные способности, такие, как сенсомоторная интеграция, координация движений и ориентация в пространстве (происходит задействование всех групп мышц и повышаются самооценка, уверенность в себе и чувство достоинства).
Также, наблюдаются значительные улучшения состояния у детей с проблемами обучения, внимания, двигательных функций, страдающих от различных заболеваний, в том числе и детским церебральным параличом.
Представьте себе на минуту Ваши ощущения, когда Вы верхом на лошади.
Такие же сильные и уверенные чувства ощутит и Ваш малыш.

Кошка, собака и другие меньшие братья ребенка
Ребенку, страдающему от заикания, как одного из проявлений невроза, намного легче войти в контакт с животным, таким же маленьким, молчаливым и беззащитным, как и он сам, и начать с ним общаться. Ребенок может гладить и обнимать животное, играть с ним. Выведена даже специальная порода кошек- -Ragdoll. Это кошка с ярковыраженным открытым и игривым характером.
Животные в доме помогают ребенку преодолеть страх одиночества в случаях временного отсутствия его родителей. Общение с животными способствует эмоциональному росту и зрелости малыша, развитию у него чуткости, чувства привязанности к другим, способности сопереживания, преодолению чувства зависти по отношению к братьям и сестрам, а, другими словами - эмоциональному развитию ребёнка.


Гиперактивный малыш успокаивается, гладя кошку , собаку или хомячка; учится контролировать силу своих движений. При этом очень важен контроль и присутствие взрослых во время этих контактов. Ребенок чувствует, что животное принимает его таким, какой он есть, без критики и с полным доверием.
Это облегчает ему общение. При этом, ролевое влияние имеющихся у него различных нарушений в развитии снижается; животное служит как бы посредником и открывает малышу двери к отношениям со взрослыми и всем окружающим миром.

Наш иммунитет и домашние животные
Американские педиатры провели серию исследований и установили, что наличие в доме двух и более кошек или собак приводит к снижению риска возникновения аллергии у детей. Много раньше врачи, напротив, предупреждали об опасности возникновения аллергии у ребенка из-за шерсти животных.
Врач-педиатр ^ Деннис Оунби из медицинского колледжа штата Джоржия провел исследование с участием 474 детей в возрасте от 6 лет и старше. Была проверена их реакция на все возможные аллергены. Выяснилось, что около 77% детей, живущих в семьях, где есть домашние животные, показали высокую устойчивость к аллергии. Возможное объяснение этого явления, по мнению ученых, состоит в том, что в данных случаях иммунная система ребенка активизируется, что приводит к подавлению некоторых видов аллергических реакций и, соответственно, активизируется и сам ход развития больного ребёнка.


^ Работа с «особым» ребёнком

Цикл занятий для педагогов

Пояснительная записка

Кабинет психолога посещают не только учащиеся и их родители. С различными вопросами к психологу обращаются и учителя, и воспитатели. В большинстве своем они прекрасно знают, чему и как учить, но не всегда могут найти контакт с некоторыми учащимися и воспитанниками. Как правило, к ним относятся дети с различными нарушениями эмоциональной сферы: гиперактивные, агрессивные, тревожные, аутичные и др.
Целью данной программы является формирование у педагогов начальной школы и воспитателей детских садов навыков работы с различными категориями детей (агрессивными, гиперактивными, аутичными и тревожными).
На занятиях по этой программе необходимо выполнение следующих условий.
Оптимальное количество участников на занятии — 12–18 человек.
Желательно, чтобы на каждом занятии было два тренера-ведущих (психолог и опытный методист).
Если невозможно обеспечить всех участников раздаточным материалом, то надо оснастить помещение кадоскопом, а на доске и стендах разместить плакаты.
На занятиях участники располагаются по кругу. Количество стульев должно быть равно количеству участников. Стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом.
Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство.
Оборудование — мягкий (поролоновый) мяч, который можно заменить мягкой игрушкой; колокольчик (или другой сигнальный инструмент).
Основная форма проведения занятий — практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Практической работе обязательно предшествует теоретический материал.
В программе используется множество игр (как общеизвестных, так и авторских) и практических упражнений. Каждый тренер-ведущий может взять из них то, что сочтет целесообразным.
Большинство игр и упражнений предусматривает последующее их обсуждение в кругу.
Вся программа рассчитана на 4 часа.
Мы предлагаем вашему вниманию занятие по организации взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми.


^ Галина МОНИНА,
педагог-психолог,
Елена ЛЮТОВА,
педагог-психолог,
ППМС-центр «Доверие»,
г. Санкт-Петербург


Тема занятия:
Работа с гиперактивными детьми


Приветствие

Ритуал приветствия может быть таким: каждый из участников группы встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день!», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д.
Далее проходит обсуждение правил занятия. Их предлагают как ведущий, так и участники. Правила могут быть самыми разными в зависимости от конкретных задач занятия и состава аудитории. (Например: «На занятия приходить без опозданий», «Один говорит, все слушают».)
Правила записываются на стенде или на доске и дополняются по мере необходимости. Желательно, чтобы все формулировки были в позитивном ключе: без частицы «не». Например, правило «не опаздывать» можно сформулировать так: «приходить вовремя»; «не перебивать» — «один говорит, все слушают»; «не критиковать» — «выступать без критики» и т.д.
Приветствие желательно проводить в быстром темпе, задавая деловой настрой всему занятию.

^ Теоретический блок
Что такое гиперактивность?


Выступление ведущего

Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. К внешним проявлениям гиперактивности многие авторы относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.
Существует много мнений о причинах гиперактивности ребенка. Среди них могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и др. Подробные сведения о гиперактивности можно почерпнуть, например, из книг В. Оклендер «Окна в мир ребенка» (М., 1997); Ю.С. Шевченко «Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом» (М., 1997).
В выступлении также целесообразно остановиться на таких проявлениях гиперактивности в поведении ребенка, как невнимательность и импульсивность. Последнее вызывает наибольшие диагностические трудности. Помочь педагогу в определении импульсивности может анкета «Признаки импульсивности» (см. приложение №1).

^ Практическое задание
Портрет гиперактивного ребенка


Группа делится на 3–4 подгруппы. Каждой из них выдается карточка (см. приложение №2), на которой перечислены характерные особенности поведения ребенка. Участники подгрупп совместно выбирают те из них, которые свойственны гиперактивным детям. Они могут дополнить этот список. Таким образом, составляется портрет гиперактивного ребенка. Каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Игра «Давайте поздороваемся»

Ведущий обучает участников этой игре, для того чтобы они могли ее применять в работе со своими воспитанниками.
Эта игра дает возможность подвижному ребенку почувствовать свое тело и снять мышечное напряжение. Смена партнеров помогает преодолевать отчужденность.

^ Содержание игры

Дети по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

один хлопок — здороваемся за руку,
два хлопка — здороваемся плечиками,
три хлопка — здороваемся спинками.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.

^ Теоретический блок
Как выявить гиперактивного ребенка в группе


Выступление ведущего

Диагноз «гиперактивность» ставит невропатолог, у некоторых детей он отмечен в медицинской карте. Опытный педагог в самом начале своей работы с таким ребенком дает рекомендации его родителям.
Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности, то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения (психолог, медицинские работники, методист, музыкальный руководитель) должны вести за ним целенаправленное наблюдение.
Затем педагог (или психолог) может в тактичной форме порекомендовать родителям ребенка обратиться к детскому невропатологу.
Критерии выявления гиперактивного ребенка в группе, которые помогают воспитателю в практической работе, приведены в приложении №3.

^ Практический блок
Как выявить гиперактивного ребенка в группе


Педагог может получить дополнительную информацию о ребенке из бесед с родителями (бабушками, дедушками) или с помощью анкетирования.
Для того чтобы научить участников составлять анкеты или опросники, предлагается следующее задание.
Группа делится на пары, каждой из которых выдается карточка со списком вопросов для родителей гиперактивного ребенка (см. приложение №4).
Каждая пара разыгрывает следующую ситуацию: один из участников играет роль воспитателя, другой — родителя. Воспитатель выбирает из списка вопросы, которые кажутся ему наиболее информативными и корректными по отношению к родителям.
Родитель отвечает на поставленные вопросы. Пары работают 5–7 минут.
После этого проводится групповое обсуждение. Составляется список вопросов, которым воспитатель может пользоваться в работе.
Участники, исполнявшие роль родителей, делятся впечатлениями о том, что они чувствовали во время выполнения упражнения, какие ощущения и мысли вызвал у них тот или иной вопрос.

Игра «Запрещенное движение»

Эта игра имеет четкие правила, поэтому она дисциплинирует детей. Она также сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает положительные эмоции.

^ Содержание игры

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое запрещено выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто случайно повторит его, выходит из игры.
Существует такой вариант этой игры: ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной цифры, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, дети должны просто хлопнуть в ладоши.

^ Теоретический блок
Как помочь гиперактивному ребенку


Выступление ведущего

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) воспитатель может провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Например, каждые 15—20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на «награды»: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда и др.
Воспитателю необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов).
Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.

^ Практический блок
Игровые приемы работы с гиперактивными детьми


Выступление ведущего

При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм.

Игра «Ласковые лапки»

Эта игра снимает напряжение, снижает агрессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

^ Содержание игры

Взрослый кладет на стол 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Воспитатель объясняет ему, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» прикасается к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Кричалки — шепталки — молчалки»

Эта игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.

^ Содержание игры

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

Игра «Гвалт»

Игра направлена на развитие внимания.

^ Содержание игры

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни. Каждому участнику достается одно слово. Затем входит водящий, и игроки одновременно громко повторяют каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня.
Желательно, чтобы каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово еще до прихода водящего.

Игра «Менялки»

Игра вносит оживление в группу и направлена на развитие коммуникативных навыков.

^ Содержание игры

Участники садятся в круг, выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг. Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого... (светлые волосы, часы и т.д.). Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. В это время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
После проведения всех или нескольких игр (по усмотрению ведущего) целесообразно обсудить в группе эффективность и сферы применения каждой игры.

^ Теоретический блок
Как работать с родителями гиперактивного ребенка


Выступление ведущего

Родители гиперактивного ребенка часто испытывают чувство вины за его поведение, особенно в общественных местах, а иногда просто не знают, что делать с малышом. Прежде всего, необходимо тактично разъяснить им, что ребенок не виноват в том, что он такой. Многочисленные окрики, замечания и частые запреты не приведут к улучшению поведения.
Гиперактивный ребенок требует внимания взрослых и чуткого отношения к нему. Снизить эмоциональное напряжение ребенка помогают приятные тактильные ощущения, например поглаживания, а также ряд игр, описанных в книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» («Шалтай-болтай», «Насос и мяч», «Винт» и др.).
Воспитатель должен стремиться установить контакт и доверительные отношения с родителями ребенка. Для этого можно ежедневно обмениваться карточками. Каждый вечер воспитатель может передавать родителям карточку (см. приложение №5), в которой зафиксированы даже самые незначительные достижения ребенка в течение дня. Родители могут поощрить его за эти достижения (например, разрешить немного дольше погулять, почитать любимую книгу и др.). Утром следующего дня мама или папа приносят воспитателю аналогичную карточку о том, что удалось ребенку хорошо сделать дома.
Таким образом, устанавливается контакт между воспитателем и родителями, а главное, у ребенка формируется чувство уверенности в себе, повышается самооценка.

«Веселая игра с колокольчиком»

Развивает слуховое восприятие.

^ Содержание игры

Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий. Если желающих нет, то роль водящего отводится тренеру. Ему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

^ Практический блок
Игры для родителей с детьми


Пальчиковые игры

Выступление ведущего

Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении. Поэтому таких детей полезно обучить специальным играм, которые бы направили их избыточную активность в нужное русло. Можно использовать, например, пальчиковые игры. М. Рузина в книге «Страна пальчиковых игр» собрала и адаптировала целый ряд подобных игр.

^ Психологический практикум

Как правило, педагоги и воспитатели приходят на занятия с конкретными вопросами. Самый простой способ помощи им в этом случае — работа в группе в форме «вопрос–ответ». В первый день работы участники на специальном стенде записывают свои вопросы. В течение всего семинара каждый участник может написать под вопросом свое предложение, способ выхода из ситуации.
В конце каждого дня ведущие анализируют собранный материал и выносят на обсуждение важные для всех проблемы.

^ Заключительное упражнение

Участники тренинга делятся на четыре команды, каждая из которых составляет обращение от имени гиперактивных детей к родителям, воспитателям, учителям, товарищам.
По окончании работы в группе зачитываются все четыре письма и проходит их общее обсуждение.
(Один из вариантов такого письма в адрес учителей, составленный слушателями группы повышения квалификации психологов при СПбГУПМ в 1999 году, см. в приложении №6.)


Приложение №1.

^ ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ РЕБЕНКА

01. Всегда находит быстрый (необязательно верный) ответ, когда о чем-то спрашивают.
02. У него часто меняется настроение.
03. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
04. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
05. Обидчив, но не злопамятен.
06. Часто чувствуется, что ему все надоело.
07. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
08. Может решительно отказаться от еды, которую не любит.
09. Часто отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.



Приложение №2.

^ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

излишне говорлив
продуктивно работает по пооперационным картам
отказывается от коллективной игры
чрезмерно подвижен
имеет высокие требования к себе
не понимает чувств и переживаний других людей
ощущает себя отверженным
любит ритуалы
имеет низкую самооценку
часто ругается со взрослыми
создает конфликтные ситуации
отстает в развитии речи
чрезмерно подозрителен
вертится на месте
совершает стереотипные механические движения
контролирует свое поведение
чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
сваливает вину на других
беспокоен в движениях
имеет соматические проблемы: боли в животе, головные боли...
часто спорит со взрослыми
суетлив
кажется отрешенным, безразличным к окружающему
любит заниматься головоломками, мозаиками
теряет контроль над собой
отказывается выполнять просьбы
импульсивен
плохо ориентируется в пространстве
часто дерется
имеет отсутствующий взгляд
часто предчувствует «плохое»
самокритичен
не может адекватно оценить свое поведение
имеет мускульное напряжение
увлекается коллекционированием
имеет плохую координацию движений
опасается новой деятельности
часто специально раздражает взрослых
задает много вопросов, но редко дожидается ответов
робко здоровается
годами играет в одну и ту же игру
мало и беспокойно спит
говорит о себе во втором и третьем лице
толкает, ломает, рушит все кругом
чувствует себя беспомощным
задевает и роняет предметы
завистлив, мстителен
избегает прямых взглядов
ведет себя однообразно
раздражителен
легко отвлекается
часто страдает головными болями, спазмами
винит других в своих ошибках
стремится разозлить маму, воспитателя
избегает общения со взрослыми
боится потерять над собой контроль
имеет хорошую механическую память
думает, что он хуже других
не хочет разлучаться с родителями
имеет низкий уровень эмпатии (сопереживания)
неуклюж
избегает общения с детьми
часто сердится и отказывается что-либо делать



Приложение №3.

^ КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА В ГРУППЕ

ОЦЕНКА ВНИМАНИЯ

имеет много незаконченных проектов
непоследователен в поведении
не может долго удерживать внимание
не слышит, когда к нему обращаются
с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его
имеет трудности в организации поведения
теряет вещи
избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий
часто бывает забывчив

^ ОЦЕНКА СВЕРХАКТИВНОСТИ

ерзает, как червяк
беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо)
спит намного меньше, чем другие дети (даже в младенчестве)
находится в постоянном движении, «с мотором»
очень говорлив

^ ОЦЕНКА ИМПУЛЬСИВНОСТИ

отвечает до того, как его спросят
не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях
часто вмешивается, прерывает говорящего
плохо сосредоточивает внимание
не может отложить вознаграждение
не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам
на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения
заданий)

Если в возрасте до семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным.



Приложение №4.

^ СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

01. Каковы особенности протекания беременности и родов у матери?
02. Каковы особенности раннего развития ребенка?
03. Является ли ребенок правшой или левшой?
04. Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, к алкоголизму, к употреблению наркотиков?
05. Какова амплитуда настроений ребенка?
06. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
07. Характерны ли для него нервные движения (раскачивание ногой и др.)?
08. Нет ли склонности принижать свои успехи?
09. Трудно ли доводить до конца начатое?
10. Трудно ли справляться с гневом?
11. Легко ли отвлечь от выполнения задания?
12. Нет ли привычки «перепрыгивать» с одной программы TV на другую?
13. Умеет ли следовать указаниям взрослых?
14. Легко ли приходит в состояние гнева?
15. Когда слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии)?
16. Часто ли проявляется агрессия? Какая чаще: вербальная, невербальная?
17. Имеет ли привычку лгать?
18. Учится ниже своих способностей?
19. Является ли чрезмерно экспрессивным?
20. Характерна ли низкая переносимость огорчений?
21. Умеет ли планировать последствия своего поведения?
22. Каков уровень самооценки?
23. Каков уровень развития мелкой моторики?
24. Насколько хорошо развита координация движений?
25. Страдает ли нарушением сна?
26. Не является ли аллергиком?
27. Страдал ли кто-либо из членов семьи дефицитом внимания?
28. Трудно ли ему выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую читает взрослый?
29. Часто ли нарушает правила?
30. Часто ли проявляет беспокойство?
31. Характерна ли роль «клоуна» в группе?
32. Является ли полной семья?
33. Не было ли в семье усыновлений?
34. Есть ли в семье другие дети? Старшие? Младшие?
35. Какова очередность рождения данного ребенка в семье?
36. Трудно ли ему хранить секреты?
37. Нравится ли, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?
38. Часто ли приходит в ярость?
39. Склонен ли к депрессиям?
40. Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы?
41. Подчиняется ли правилам, инструкциям?
42. Трудно ли ему дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?
43. Способен ли длительное время ждать вознаграждения?
44. Часто ли является инициатором конфликтных ситуаций?
45. Случается ли, что ребенок задевает, роняет вещи?
46. Есть ли в семье другие гиперактивные члены?
47. Как реагирует на замечания взрослых?
48. Часто ли ребенку делают замечания дома, на прогулке?
49. Теряет ли ребенок свои вещи?

Приложение №5.

^ ОБРАЗЕЦ КАРТОЧКИ ПО ПЕРЕПИСКЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Сегодня.......... в группе:
Саша в течение 20 минут строил башню из конструктора «Лего»;
на прогулке Саша играл вместе с Мариной, Сережей и Федей в «семью»;
во время чтения воспитателем сказки «Три медведя» Саша построил из кубиков дом для медведей.

Сегодня......... дома:
Саша прослушал от начала до конца сказку «Три медведя», которую ему читал папа;
вместе с мамой нарисовал рисунок к прочитанной сказке и во время рисования пересказал ее;
вечером Саша играл вместе с братом: в течение трех минут строил башню из кубиков.



Приложение №6.

^ ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К УЧИТЕЛЯМ

Дорогие учителя!!!
Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:


1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!
2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.
3. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!
4. А вообще — запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.






Источник: rudocs.exdat.com
Просмотров: 2569 | Добавил: muster | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0