Школа: дети, не нервничайте! :: Гиперактивные будни
|
Школа: дети, не нервничайте!
С началом осени меняется не только погода, одежда и настроение — проходит сезон отпусков и каникул, а значит, надо настроиться на трудовые будни. У взрослых период адаптации к работе после отдыха протекает значительно быстрее и легче, чем у детей к школе. О том, как «вывести» школьника из состояния каникул, чтобы избежать проблем с учебой, нам рассказывает заведующая отделом психиатрии ГУ Института охраны здоровья детей и подростков АМН Украины, д. м. н. Татьяна Юрьевна ПРОСКУРИНА. Т. П. После длительного летнего отдыха школьные занятия являются для детей в какойто мере стрессовой ситуацией. Детям тяжело дается возвращение к режиму после летней свободы. Многие из них болезненно воспринимают необходимость дисциплины и усидчивости во время учебного процесса. Не все хотят «включать мозги» и входить в процесс обучения. -
- У школьников разных возрастных групп процесс адаптации к школе после летних каникул также проходит поразному. Быстрее всего в школьную жизнь включаются старшеклассники. Они уже неоднократно переживали эту ситуацию, и для адаптации к учебному процессу и изменению режима им будет достаточно 23 недель.
- А вот те, кто пошли в первый класс, могут испытывать определенный стресс. Процесс адаптации в школе у них может занимать несколько месяцев. Помочь ребенку должен и учитель, и родители. Для того чтобы смягчить такую перемену обстановки, детям необходимо соблюдать режим дня, делать продуктивный перерыв между занятиями в школе и дома. Пришли со школы — отдых, какието подвижные игры, а потом занятия, и через каждые 20 минут надо делать перерывы.
- Первоклассники — это шестилетние дети. Вместо кукол и игрушек у них теперь книги и тетради. И в таких условиях у первоклассников нередко могут проявиться те или иные психоэмоциональные особенности характера.
- Чаще всего у первоклашек мы сталкиваемся с невротическими реакциями, с синдромом двигательной расторможенности. Это — гиперактивные дети. Таким детям трудно высидеть даже на тридцатиминутном уроке: для них это большое напряжение.
- Родителям стоит обратить внимание на такие моменты: ребенок неусидчивый, он не может выучить стихотворение, постоянно отвлекается, не может сосредоточиться, не хочет делать уроки или делает их очень долго. Ему тяжело дается чтение, написание букв, он быстро утомляется.
- Такие дети капризные, с трудом привыкают к новым условиям, плохо контактируют с другими детьми, боятся учителя. Иногда у них возникают головные боли, носовые кровотечения. Они склонны к аффекту: «не хочу учиться, хочу гулять или играть на компьютере!»
- Компьютеры сейчас у детей, даже шестилетних, — это какой-то бич. Читать пока они не умеют, зато играют в компьютерные игры, которые влияют не только на зрение.
-
- Ведь, в основном, это возбуждающие игры, построенные на агрессии.
Если ребенок гиперактивный, то не стоит впадать в панику. Это совсем не трагедия, и не надо считать, что такой ребенок «выпадает» из общества. Это очень подвижные дети, и задача родителей и учителей — направить их энергию в нужное русло, привлечь их внимание и сосредоточить его на необходимых и полезных занятиях. - Следует отметить, что немаловажную роль играет и то, как ребенок появился на свет. На сегодняшний день из 10 родов — только 23 проходят нормально. Осложненное появление на свет может проявиться в будущем различными отклонениями в поведении и в здоровье. В том числе — неадекватным поведением в стрессовых ситуациях. Такие малыши далеко не всегда выполняют элементарные указания родителей: сядь, что-то сделай, что-то принеси. Как правило, такие дети просто рассеянные. И нельзя сказать, что они «неадекватные», потому что, говоря «неадекватные», мы как бы уже ставим им диагноз. А это не всегда правомерно.
- Детям с рассеянным вниманием бывает очень тяжело. У них как раз и возникают проблемы школьной дезадаптации. Они не вливаются в коллектив, им сложно дружить с другими детьми. Классные работы таких детей чаще всего написаны плохо, а вот домашние задания, которые выполняются индивидуально, под присмотром родителей или репетиторов, всегда лучше и аккуратнее. Хотя само выполнение домашнего задания у ребенка занимает много времени, и он быстро утомляется.
- Для таких детей нужен особый режим: 15 минут работа — 10 минут перерыв.
- Что касается детей постарше (24 классы), то для них выполнение домашних заданий также становится непривычным занятием. И даже если малыш нормально учился в 1 классе, но в течение летних каникул не повторял материал и не выполнял летних заданий, то он отвыкает от школы. Нередко у таких детей возникают те же проявления рассеянного внимания. А так как с каждым учебным годом школьная программа увеличивается и усложняется, то у ребенка могут начаться проблемы с учебой. Основные жалобы в этом возрасте — появление головных болей и утомляемость. Не считая поведенческих реакций — подвижность, проблемы с концентрацией внимания.
- Поэтому сразу же с началом учебного года ребенку надо помочь «перестроиться» на учебный процесс. Необходимо следить за соблюдением режима. Важно помнить, что полноценный здоровый сон школьника влияет на успехи в учебе. Дети, которые хорошо высыпаются, менее конфликтные и с большим интересом относятся к занятиям.
- Следует оборудовать ребенку комфортное место для выполнения домашних заданий. Однако ученик младших классов не должен долго засиживаться за одним школьным предметом — у него должна быть возможность передохнуть. Пусть ребенок на время прервется и сделает то, что ему нравится.
- Детям с повышенной двигательной активностью, которые более эмоциональны и быстрее истощаются, я бы порекомендовала успокаивающий чай с травяными препаратами и гомеопатические средства, которые безопасны для организма.
- Есть препараты, способствующие и улучшению эмоциональной сферы, и повышению работоспособности мозга. Но принимать такие препараты можно исключительно после консультации со специалистами — психиатром или неврологом.
- В начальных классах надо исключить быстрые игры в вечернее время, уменьшить занятия за компьютером. Что касается просмотра телевизора, то это должно быть строго определенное время (не более получаса, а если у ребенка проблемы со зрением — еще меньше) и только те передачи, которые предназначены для детей.
- В тяжелых случаях, если дети трудно адаптируются в школе, не могут сосредоточиться на уроках, не воспринимают материал, и учитель уже обращает на это внимание родителей, — необходима консультация специалиста. Классный руководитель может направить таких детей к школьному психологу для обследования и коррекции поведения. Специалист может оценить уровень интеллекта, устранить невротические реакции и выявить невротические расстройства, посмотреть степень адаптации ребенка. При более выраженных симптомах ученика необходимо направлять на консультацию к невропатологу и психиатру. Не надо бояться психиатра: ведь на сегодняшний день «гиперактивные дети» — едва ли не большая часть школьников. Если взять с 1го по 5е классы — то там гиперактивных детей очень много. Но если внимание этих детей не приходит в норму, и они будут продолжать плохо воспринимать школьную программу, то в старшей школе им будет очень тяжело учиться. Начнутся проблемы и с поведением, и с успеваемостью, а учителя потребуют от родителей принятия необходимых мер.
- Записал Сергей КРАМАРЕНКО.
-
Запись на прием к врачу в Харькове и филиалах (057) 760-4760, (057) 714-2972
НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ ВИЗИТ К ВРАЧУ - ЭТО ОПАСНО! САМОЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВРЕДНЫМ ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ!
Источник: bolinet.com.ua
|
|
|